8 (800) 511-10-41

(Звонок по России бесплатный)

Бесплатная юридическая консультация

по различным правовым вопросам

для жителей Москвы и Московской области

Более 100 тысяч
успешных дел

Более 10 лет
успешной работы

Более 100 юристов
онлайн

Принимаем заявки
24 часа в сутки

Услуги, предоставляемые нашей компанией

Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть урегулированы сторонами по правилам, установленным в главе 15 настоящего Кодекса, путем заключения соглашения или с использованием других примирительных процедур, если иное не установлено федеральным законом.


Комментарии к ст. 190 АПК РФ


Законодателем предусмотрена возможность примирения сторон, участвующих в экономическом споре, который возник из публичных правоотношений. Однако это правило имеет много оговорок и ограничений.

Во-первых, заключаемое мировое соглашение не должно по общим правилам искового производства нарушать права третьих лиц и императивные требования федеральных законов.

Если в частных правоотношениях сторон подобные нарушения маловероятны (встречаются преимущественно в акционерных правоотношениях), то публичный порядок предъявления требований о надлежащем исполнении обязанностей, как правило, не оставляет альтернативных возможностей для заключения мирового соглашения.

Невозможно представить правомерность достижения соглашения между налоговым органом и налогоплательщиком по поводу уменьшения налогооблагаемой базы под условием неполного, но безотлагательного внесения обязательного платежа в доход бюджета. Подобное соглашение вступило бы в противоречие и с федеральным законом, и с интересами бюджета.

Во-вторых, мировое соглашение в рамках дела, возникающего из публичных правоотношений, возможно только в той части, которая тяготеет к реализации субъективного гражданского права и содержащимся в законе дозволениям.

Арбитражный суд обязан принять все меры к примирению сторон. Применительно к публичным правоотношениям это означает возможность использования предоставленного законодателем диспозитивного усмотрения, связанного с отсрочкой и рассрочкой обязательного платежа (ст. 64 НК, ст. 121 ТК). Допускаемые законодателем соглашения о полном погашении долга, пени и штрафов с их отсрочкой или рассрочкой свидетельствуют о возможности заключения такого соглашения.

Законодателем предусмотрена возможность погашения обязательств, имеющих в отношениях налогового органа и налогоплательщика зачетный характер. Налоговый орган указывает на недоимку по налогам и сборам, а налогоплательщик обосновывает происхождение переплаты по тому или иному виду налога. Поскольку законодатель относит право выбора между возвратом излишне уплаченного налога и его зачетом к усмотрению налогоплательщика, постольку заключение соглашения о зачете не противоречит федеральному закону.

Существуют оценки и обратного свойства. Зачет встречных обязательств возможен без всяких соглашений, а для отсрочки и рассрочки в исполнении публичных обязательств требуется решение уполномоченного государственного органа вместо мирового соглашения.

Как нам представляется, соглашение между налоговым органом и налогоплательщиком не помешает зачету, а привнесет больше определенности. Решение налогового органа может предшествовать зачету, выражать волю уполномоченного должностного лица, что содействует заключению соглашения в ходе судебного разбирательства.

В силу названных причин арбитражный процессуальный закон в части использования возможностей для примирения сторон, участвующих в спорном публичном правоотношении, называют декларативным и мертворожденным.

Если речь идет о так называемом административном договоре (государственном контракте), налоговом кредите, инвестиционном налоговом кредите, то здесь очевидна гражданско-правовая составляющая, которая определяет заключение договора на согласованных сторонами условиях.

Правила привлечения к административной ответственности изменяться по соглашению сторон не могут, поскольку заключение соглашения о компетенции государственного органа недопустимо.

Не может заключаться соглашение между сторонами по делам о нормоконтроле. В противном случае понятие законности принимаемых нормативных правовых актов утратит всякий смысл.

По делу об оспаривании законности отказа субъекту предпринимательской деятельности в предоставлении земельного участка под строительство местная администрация может предложить другой земельный участок, пригодный для использования для тех же целей. В этой альтернативе угадываются признаки успешного преодоления сторонами состояния спора, которые используются арбитражным судом.

Но и в этом случае мы имеем дело не с мировым соглашением по поводу законности действий органа местной администрации либо его должностного лица, а с отказом от ранее заявленного требования в связи с появлением нового правоотношения, возникшего по инициативе органа администрации или должностного лица, принятого заявителем вне рамок рассматриваемого дела.


Если у Вас остались вопросы, то обратитесь за консультацией к нашим юристам.

Для того что бы понять, как действовать в вашем случае, пожалуйста заполните форму обратной. Кратко опишите Вашу ситуацию укажите Ваше Имя город и номер телефона отправьте заявку и получите консультацию в течении 10 минут.

Задайте вопрос юристу прямо сейчаc
Задать вопрос юристу

ПРОСТОЕ РЕШЕНИЕ - ОДИН ЗВОНОК ПО ТЕЛЕФОНУ

Не выходя из дома, вы можете задать юристу бесплатно любые вопросы по номеру горячей линии 8 (800) 511-10-41. Звонки принимаются 24 часа 7 дней в неделю. Если по каким-то причинам Вам неудобно звонить, оставляйте онлайн-заявку на сайте с именем и номером телефона. Мы перезвоним вам, чтобы помочь разобраться со всеми трудностями.


Получить консультацию юриста по телефону Вы также можете, не затратив ни копейки. Так стоит ли пренебрегать представленными возможностями? Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас на личную встречу. За нее Вам также не придется платить.

2019 Юридическая компания «Закон»